Русскоязычная переписка Русского исторического общества с частными лицами за 1867–1894 гг. (Дело II, окончание)

РИО продолжает публикацию электронных копий исторических источников из фондов Российского государственного исторического архива (РГИА). В этом месяце были опубликованы первые две части документов из дела, содержащего корреспонденцию Русского исторического общества с 1867-го по 1894 год (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 2). Сегодня Российское историческое общество завершает публикацию исторических источников из этого дела. Данная статья посвящена переписке Общества с частными лицами в 1867–1894 гг.

В первую группу могут быть объединены письма, полученные РИО от людей, желавших предоставить Обществу исторические источники для публикации в «Сборнике». Этот тип писем особенно характерен для ранних этапов развития Русского исторического общества. Многие лица с восторгом восприняли новость о его создании и поспешили направить ему свои материалы, «до отечественной истории относящиеся».

Так поступил, например, князь Арсений Путятин, который по просьбе находящегося в «болезненном состоянии» сына, лейб-гвардии Финляндского полка штабс-капитана князя Павла Путятина, направил в РИО исторические источники эпохи Екатерины II. Следует отметить, что его письмо датируется 5 апреля 1867 г. Это говорит о высоком интересе к деятельности созданного в 1866 г. Общества, а также о хорошем уровне осведомлённости о нём среди представителей высшего сословия.

Письмо князя Арсения Путятина от 5 апреля 1867 г. (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 2. Л. 1–1 об.) .


Письмо, направленное в РИО князем М. А. Оболенским, показывает отношение интеллектуальной элиты к деятельности этой организации. Князь пишет о своём желании передать Обществу «копии с бумаг, относящихся к переписке по делу об открытии в Белоруссии Иезуитского Новициата» (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 2. Л. 2). Автор письма указывает, что «эта переписка, яркими чертами характеризующая те мудрые отношения, в какие поставила себя тогда Императрица Екатерина II к Римскому Первосвященнику, в высшей степени интересна и поучительна» (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 2. Л. 2). Письмо князя Оболенского показывает доверие представителей профессионального сообщества к РИО и стремление участвовать в его издательской деятельности.

Письмо князя М. А. Оболенского от 6 июня 1867 г. (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 2. Л. 2–2 об.).


Вторая группа исторических источников включает в себя корреспонденцию, поступившую в РИО от членов Общества. Как и в случае с первой группой, наиболее интересны документы, связанные с этапом становления Русского Исторического Общества.

Среди источников, входящих в эту группу, представлены письма барона М. А. Корфа от 19 и 20 января 1868 г. Барон пишет сначала о Высочайшем соизволении напечатать статью «Мирович и смерть Принца Ивана Антоновича», а потом о том, что «Государю императору благоугодно было в отмену прежнего своего повеления приказать: статью о Мировиче и смерти Ивана Антоновича не печатать» (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 2. Л. 6.).

Письма барона М. А. Корфа от 19 и 20 января 1868 г. (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 2. Л. 5–6) .


Записка П. А. Вяземского демонстрирует особые отношения, сложившиеся между государем и Обществом. Председатель РИО писал о необходимости представить императору список бумаг, которые планировалось опубликовать. Для этого требовалось испросить разрешение Александра II.

Записка П. А. Вяземского от 10 ноября 1868 г. (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 2. Л. 7).


Эта переписка показывает внимание к жизни РИО и личное участие императора в делах Общества.

Представляют интерес и некоторые другие источники из этой группы. Например, письмо члена совета РИО А. Ф. Бычкова, отправленное А. А. Половцову. Оно говорит о желании известных представителей академического сообщества помогать Русскому историческому обществу в его работе.

Письмо члена совета РИО А. Ф. Бычкова от 23 ноября 1872 г. (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 2. Л. 23).

Автор письма пишет, что он передал академику Императорской Академии Наук Я. К. Гроту о намерении предложить его в члены Общества и поручить ему продолжить издание бумаг Екатерины II. А. Ф. Бычков указывает, что Яков Карлович Грот считал себя «не в праве отказаться от дела, важного во многих отношениях для науки» и просил передать благодарность за возможность вступить в Общество и внести свой вклад в его издательскую деятельность.


Третья группа исторических источников содержит письма частных лиц, которые отправляли в Русское Историческое Общество изданные ими книги и брошюры.

Среди документов этой группы представлено письмо князя Н. Б. Юсупова от 15 января 1868 г., которое было приложено к экземпляру изданной им книги о роде князей Юсуповых (РГИА. Ф. 746.

Письмо князя Н. Б. Юсупова от 15 января 1868 г. (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 2. Л. 4).


Интерес вызывает также письмо князя М. Р. Кантакузина графа Сперанского, который направил в Императорское Русское историческое общество брошюру «Реляции временно Главнокомандующего Русской Армией Генерал-Поручика Фролова-Багреева 1759 года».

Письмо князя М. Р. Кантакузина графа Сперанского от 16 мая 1888 г. (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 2. Л. 198).


Четвертая группа исторических источников объединяет письма, направленные в РИО частными лицами, которые просили выслать им новые тома «Сборника» и «Русского Биографического словаря».

Среди них письма капитана 8 саперного батальона М. Дудышкина. Он обращался в Историческое Общество несколько раз. Первое письмо позволяет судить о том, что его автор увидел в «Вестнике Европы» сообщение о продаже изданий ИРИО по почте. Содержание письма говорит о том, что М. Дудышкин заинтересовался публикациями Общества.

Письмо капитана 8 саперного батальона М. Дудышкина от 16 ноября 1888 г. (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 2. Л. 210).


В своём следующем письме он просил выслать ему очередной том «Сборника».

Письмо капитана 8 саперного батальона М. Дудышкина от 20 декабря 1888 г. (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 2. Л. 214).


Эти письма показывают интерес к деятельности Императорского Русского исторического общества не только в столице, но и в провинции.

Письма Александры Александровны Милорадович говорят о том, что многие образованные дамы участвовали в деятельности РИО.

Письмо А. А. Милорадович (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 2. Л. 476-476 об.).


Письмо А. А. Милорадович (РГИА. Ф. 746. Оп. 1. Д. 2. Л. 491-492 об.).


Таким образом, материалы всех четырёх групп говорят о популярности изданий и высоком уровне доверия образованных людей по всей стране к деятельности Русского Исторического общества.


ВОЗМОЖНО ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО:

«Нужное дело». У истоков Императорского Русского исторического общества

Все документы о деятельности Императорского Русского исторического общества оцифрованы

В музее-усадьбе «Остафьево» появится ещё один бюст П.А. Вяземского

Материалы по теме:

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

РИО в соцсетях

География отделений Российского исторического общества

Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьВладимирcкая областьВолгоградская областьВологодская областьЗабайкальский край​Иркутская областьКалужская областьКемеровская областьКировская областьКрасноярский крайКурганская областьЛенинградская областьЛипецкая областьМоскваМурманская областьНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПриморский крайПсковская областьРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика Кабардино-БалкарияРеспублика КрымРеспублика МордовияРеспублика Северная Осетия - Алания​Республика ТатарстанРостовская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТверская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайЧелябинская областьЯрославская область
Прокрутить наверх